Плохая память у подростка что делать

Нарушение памяти у подростков

Часто родители подростков начинают отмечать, что их сын или дочь-подросток хуже стали запоминать какие-то события, плохо усваивают материал и прежде отличники в школе «скатываются» на тройки… Это явление называют гипомнезией – снижением памяти или дисмнезией – расстройствами памяти. Память – это особенное свойство человека, которое представлено комплексом особых процессов в коре головного мозга, благодаря которым запоминается, хранится и воспроизводится ранее изученная информация. Неполадки могут возникать на уровне запоминания, хранения или всех процессов одновременно.

Нарушения памяти у подростков имеют множество причин, и не всегда родители могут связать между собой происходящие с их ребенком события и последующие нарушения в нервной системе. Подросток уже и не совсем ребенок, требования, предъявляемые к нему, уже расширены – и в учебе, и дома, и в среде сверстников. Однако, сравнивать его с взрослым человеком тоже неправильно – это еще незрелый организм, не полностью сформированы нервные связи и неустойчива работа нервной и эндокринной системы.

Ослабление памяти у подростка, возникшее резко и сильно выраженное требует обязательной консультации у невролога. Дело в том, что расстройства памяти могут быть симптомами психических заболеваний, что к счастью встречается достаточно редко. Очень частыми причинами нарушений памяти являются травмы головы – ушибы, сотрясения головного мозга, которые требуют обязательной консультации врача и лечения.

У подростков, особенно в последнее время, чаще стали встречаться нарушения памяти, которые связаны с употреблением различных токсических веществ – алкоголя, никотина или различных психотропных веществ. Влияние компании велико. И даже дети из очень порядочных семей не застрахованы от подобного. Родителям всегда надо быть в курсе того, с кем общается и чем занимается подросток в свободное время.

Большинство проблем с памятью у подростков возникают из-за несоответствия нагрузок, возлагаемых на подростка, с его реальными возможностями. Кроме того, нарушения памяти могут быть вызваны недостаточностью кровообращения, дефицитом определенных веществ в питании в периоды активного роста и гормональной перестройки организма и гипоксией (недостатком кислорода).

Нервные клетки испытывают колоссальные нагрузки, особенно в периоды активных занятий подростка. когда он готовится к экзаменам, олимпиадам или к нему предъявляются повышенные требования (спецшколы, дополнительные занятия). Если при этом нет достаточного обеспечения их энергией в виде глюкозы из питания и регулярного поступления витаминов и минералов, может нарушаться работа некоторых отделов. Прежде всего, страдают функции коры головного мозга, так как именно она потребляет наибольшее количество питательных веществ для нормальной работы. А именно кора и отвечает за память.

Плюс ко всему, значительную роль играет малое пребывание на воздухе, и хронический недосып, из-за этого страдает обеспечение организма кислородом и развивается гипоксия, которая сказывается вообще на работе головного мозга. Подросток становится сонливым, вялым, у него отмечаются головные боли, наблюдаются сердцебиения и колебания давления. Влияет уменьшение количества активного отдыха, перевозбуждение коры ненужной, лишней информацией из телевизора, интернет. На процесс запоминания существенно влияет обстановка – если подросток учит уроки за компьютером или при работающем телевизоре, его память будет существенно страдать. Мозг одновременно анализирует и запоминает, создавая ассоциативные связи, и необходимую, и параллельно воспринимаемую лишнюю звуковую и зрительную информацию.

Чем же помочь своему ребенку?

Первое, это не надо нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий – при чрезмерности этих нагрузок, вся информация не сможет эффективно усвоиться и вместо пользы только навредит. Подросток будет расстроен тем, что не может воспринимать и запоминать все, что ему дается, и это будет приводить к неврозам, которые сами по себе снижают память.

Оградите по возможности его от просмотра телевизора, сидения за компьютером и агрессивных компьютерных игр, перевозбуждающих нервную систему. Обеспечьте его активным отдыхом, запищите на спортивную секцию – смена сфер деятельности, чередование умственной и физической нагрузок, благотворно влияет на работу нервной системы. старайтесь следить за его питанием – не допускайте как переедания, так и голодания – особенно этим грешат девушки, заботясь о фигуре. питание должно быть богато витаминами и минералами, в нем должны быть мясо и овощи-фрукты. в периоды интенсивных нагрузок полезны будут метаболические комплексы (элькар, лемонтар, глицин) и витаминно-минеральные препараты, подходящие по возрасту.

Развитие памяти у подростков

Внимательность и память в современном мире

Говорить о развитии памяти у подростков — очень важно.

Информации настолько много, что главный вопрос в том, как запомнить именно нужно то, что нужно.

Взрослым людям активные подростки, которые успевают повсюду и держат в своей голове тонны порой ненужных им знаний, кажутся роботами с не одним десятком террабайтов встроенной памяти. А для детей мамы, которые помнят обо всех делах, которые нужно сделать за один выходной, кажутся тоже сверхлюдьми.

Но эти случаи скорее исключения из правил современной жизни.

Зачем всё помнить, если есть телефон?

Под рукой всегда есть какой-то гаджет, в который удобно всё что придёт в голову. Значит, использовать собственную «встроенную память» не так нужно.

Читать еще:  При низком давлении можно пить бисопролол

Всё просто: пара кликов и ты выбрасываешь то, что было в голове. Теперь место этому в телефоне.

Казалось бы, живи да радуйся – зачем нагружать свой мозг? Безусловно, технические возможности гаджетов восхищают. Но мы перестаём тренировать такую важную «мышцу» в нашем мозге, как память.

Ведь принцип работы с ней такой же, как в спорте с мышцами тела. Чем больше подходов «правильных» упражнений с весом сделаешь, тем качественнее будет тренировка.

Даже в современном мире, где нет необходимости всё держать в голове, пользоваться собственной памятью необходимо.

Это важные психические процессы. Внимание позволяет не отвлекаться, а память помогает удержать и после воспроизвести информацию.

Зачем их нужно развивать школьникам?

Во-первых — учёба. Уроки в школе, домашние задания, попытки запомнить несколько параграфов перед контрольными. Здесь гаджеты не помогут, по понятным причинам.

То есть, на сколько развиты внимание и память, тесно связано с успешностью в учёбе. А в значит, и с уверенностью в себе.

Во-вторых, экзамены — ОГЭ, ЕГЭ и другие. Они требуют запоминания огромного количества материала, в некоторых случаях даже всего школьного курса!

Многие ребята определяются, какие предметы будут сдавать, за год, или за еще меньшее время до экзамена. Представляете, сколько всего нужно учить?

Насколько проще подготовиться к экзамену подростку с хорошей памятью, и как трудно школьнику с проблемами в этой сфере.

Подростковые особенности внимания, памяти и мышления

Если раньше ребенок всё запоминал больше механически, то теперь ситуация меняется. Мышление подростка развивается очень быстро. К возрасту 13 лет он хорошо мыслит логически, умеет строить гипотезы, уверенно использует абстрактные понятия. Полностью становление этих психических процессов завершается к 16 годам.

У подростка преобладает логическая, смысловая память. Так же она становится более произвольной. А механическая память напротив, снижается.

Это может быть непривычно для ребёнка. Ведь раньше было по-другому. Всё запоминалось будто «само собой» или он «зубрил» и было отлично. Говоря простыми словами — теперь для того, чтобы запомнить информацию, ему нужно захотеть это сделать и понять смысл.

Большая проблема в том, что в школах часто делается упор именно на зубрёжку. Дети чаще пользуются механической памятью. Отсюда большое количество жалоб на плохую память подростков.

Внимание подростка тоже выходит на совершенно новый уровень. В этом возрасте школьники способны сознательно концентрироваться на неинтересном задании. Могут — не значит делают. Тут речь идёт именно о физических способностях. А другая особенность подростков — эмоциональность, впечатлительность, не дают на долго сконцентрироваться на неинтересном объекте.

Если у подростка резко ухудшилась память, стоит обратиться к врачу.

Как заниматься развитием памяти и улучшать память?

Вывод один — память школьника имеет много возможностей. Осталось правильно их использовать.

Вот несколько советов:

Альтернативные способы запоминания.
Например, мнемотехника — создание ассоциативных образов для лучшего запоминания объектов.

Обучение структурированию информации.
Таких, как создание «интеллектуальных карт» или других.

Правильное питание и здоровый образ жизни.
Это залог здоровья и развития мозга.

Повышение мотивации и осознанности.
Нужно что-то запомнить? Начни с того, чтобы понять «зачем?»

Хобби.
Нужно, чтобы подростку было чем заняться помимо учебы. Это смена деятельности и ведущего типа мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение — всё, где придётся мыслить иначе.

Тренировки мозга на практике

Решение головоломок
Это — отличный способ быстро концентрироваться. Если решать головоломки на время, можно научиться справляться с поставленной задачей в максимально сжатые сроки.

Цветные слова
Наверняка многие видели картинку, где цвет слов не совпадает с их окраской — слово желтый написано красным цветом. Задача – как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимательности и считается одним из самых эффективных.

Алогичная цепочка
Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомнить максимальное количество слов и воспроизвести их по порядку. Слова между собой абсолютно никак не связаны. Чем выше ваш результат, тем лучше память. При регулярных тренировках результат налицо.

Наизусть
Простой, но работающий метод. Стихи, песни, сюда же, пересказы книг и фильмов. Память скажет вам «спасибо». И будет возможность блеснуть своими знаниями практически при любой жизненной ситуацией.

Кстати, можно эти тренировки сделать хорошими семейными традициями и развиваться вместе! Так тренировки памяти станут проще проще и веселее!

Курсы по развитию памяти в центре К.О.Т.

Занятия дома — полезны и эффективны. Однако, не единственный. В тренинговом центре К.О.Т. разработан специальный курс «Развиваем внимание и память». Программа учитывает все особенности мышления подростков.

Обязательная и очень важная часть программы — диагностика. У каждого человека есть тип памяти, который развит в Большей степени. И при тренировке запоминания стоит учитывать это. Конечно, работать стоит со всеми его типами, но, если делать акцент на сильные стороны, эффект всегда будет лучше.

Читать еще:  Умеренно это как

По итогам диагностики и занятий наши специалисты строят индивидуальную стратегию тренировки памяти для каждого участника и дают практические рекомендации школьникам и родителям.

Ответьте сейчас на несколько вопросов теста. Вы узнаете, легко ли вашему ребенку запоминать информацию.

У подростка ухудшилась память

Память — очень важная функция человеческого мозга. Для нее характерно сохранение, воспроизведение и использование информации при первой необходимости.
Ухудшение памяти может возникнуть при самых разных обстоятельствах. От подобного явления не застрахован в жизни никто.
Иногда память ухудшается и по причине инфекционных заболеваний, но об этом чуть позже.
Чаще всего плохая память встречается у людей старшего возраста по причине возрастных изменений в организме, но встречается в последнее время и ухудшение памяти у подростков.

Что провоцирует плохую память?

Признаки проблемы

Что предпринять?

Видео: «Завтрак для хорошей памяти»

Ухудшилась память и концентрация внимания

Начались провалы в памяти

Улучшаем память у подростка

Провалы в памяти у стариков

Почему возникают провалы в памяти?

У меня постоянное чувство голода

Чем брызгать красное горло ребенка?

Что такое ангина?

Причины потери памяти

Невыносимая боль, гниет ноготь на пальце ноги

Какой антибиотик можно беременным при простуде?

Мази, которые помогают при глубоких порезах

Симптомы инфекций, которые передаются половым путем

Пути заражений половыми инфекциями

Современные методы лечения «древней» дифтерии

Ухудшилась память и концентрация внимания

Глубокий порез на руке. Как лечить?

Недорогие противовирусные препараты существуют!

Какое недорогое противовирусное для детей можно принимать?

Причины возникновения холеры в современных условиях

Опасна ли собачья чумка человеку?

Опасный симптом: сыпь в горле

Особенности инфекций у женщин

Причины возникновения почечной инфекции

Пить или не пить антибиотик при простуде?

Особенности профилактики инфекционных заболеваний

Рассеяность у подростка

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

хм. дети зачастую копируют те чувства, которые мы им несем своим монологом. Они делают это бессознательно (считывают интонацию, жесты не осознавая этого). Если не сложно, приведите здесь пример вашего диалога с сыном. Максимально дословно по возможности.

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

он сам что говорит о своем профессиональном самоопределении? Со спортом хочет будущую жизнь связать?

ВАЖНО! Очень важно в диалогах с детьми перейти с «Ты-позиции», на «Я — позицию». Увидеть его чувства, не только свои( Вы совершенно очевидно переживаете за его будущее), но увидеть, что ему может быть просто неинтересно, скучно, возможно, нет понимания зачем это надо.
«Я-позиция» выглядит следующим образом:
«Я вижу, что школа тебе надоела. Я вижу, что ты устал. (принимаете его чувства, встаете на его сторону). Сам, когда учился в школе, сталкивался с этим. Да и все устают. Но также мы вместе понимаем, что учиться необходимо. Зачем? Спросить зачем ему это? Добиться не шаблонных фраз, а того, что он считает важным взять от школы. Мы с тобой не можем изменить ситуацию, но можно попробовать изменить свое отношение. Как мы можем этого добиться? Что ты можешь сделать конкретно сейчас, чтобы оценки стали лучше? Чем я могу тебе помочь?
Примерно в таком русле диалог должен быть.

Как развивать память у подростков: превращаем проблемы в возможности

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Поговорим сегодня о том, как развивать память у подростков? Как преодолеть проблемы пубертатного периода и превратить сплошные минусы в безусловные плюсы?

Это всего лишь подросток

Вы помните себя в 14 лет? Хулиганистые песни под гитару, вконец расстроенную и с порванной струной, во все горло, а рядом старый обшарпанный магнитофончик, не умолкающий ни на секунду?

Кто-то вспомнит свой первый мопед или мотоцикл, кто-то – коллекцию бейсболок футбольных команд, а кто-то – первую затяжку папиросы «Беломор», насмешливо протянутой рукою старшего товарища: «Куришь? – Курю!»

В подростковом возрасте все подчинено одной-единственной цели – свято блюсти свою независимость. И пусть суждения о мире еще неопытно-зеленые, окрашенные в призрачно-мечтательные тона из детских потрепанных книжек. Зато – какое наслаждение – ощущать себя взрослым и умным!

Взрыв деятельности мозга

По выводам психологов, в возрасте, который начинается, как правило, в 12 лет, совершается самый мощный скачок в развитии памяти. Причем упор идет на логическую память произвольного характера.

Логическая память опирается в первую очередь на осмысливание материала, установку связей между ключевыми понятиями.

Заканчивается этот рост памяти в 16 лет. К этому времени подросток уже может запоминать довольно большие объемы информации, подолгу удерживать внимание на одном и том же объекте. Мышление тинейджера становится цепким и последовательным, он может сам делать выводы, используя уже имеющиеся знания.

Читать еще:  Какие бывают тонометры

Если все так хорошо – почему же так часто приходится слышать жалобы подростков на слабую память?

На фоне растущей логической памяти ослабевает память механическая – так утверждают специалисты.

Механическая память – это когда зубришь первую строчку, к ней добавляешь вторую, потом третью…Еще круче – читаешь текст раз десять, а то и двадцать, и ждешь, пока он сам запомнится.

А ведь в школах делают упор именно на этот вид запоминания. Получается, что детей заставляют заучивать километры монотонного текста по географии, истории, биологии…что там еще? При этом, не обучая рациональным приемам работы с памятью? Парадокс? Конечно!! Еще какой.

На крыльях мнемотехники

Самое время познакомить нашего взрослеющего, и в то же время ребенка, с альтернативными методами запоминания, например, методом создания ассоциаций. Можете прочитать про него в статье «Мнемотехника в упражнениях».

В юношеском возрасте обычно присутствуют:

  • Непреодолимая тяга ко всему необычному, фантастическому;
  • Подростковый максимализм, достигший своего пика;
  • Желание все сделать в мгновение ока, везде успеть, перед товарищами выпендриться.

Мнемотехника, в основе которой лежит ассоциативное мышление, отвечает всем этим запросам. Создание образов может так увлечь подростка, что он уже сам начнет выбирать объекты для запоминания и подбирать ассоциации к ним.

Идеальный метод подготовки к экзаменам: и мозг не устает, и воображение тренируется, и память продуктивно работает.

Памятка по развитию памяти

Как улучшить память подростка? Приведенные ниже советы помогут вам в решении этой непростой и вместе с тем важной задачи:

  • Резкое ухудшение памяти подростка – серьезный повод задуматься о здоровье вашего ребенка. Возможно, требуется посещение врача. Другая причина – переутомление, недостаток сна и отдыха. Пересмотрите режим дня;
  • Выученное наизусть стихотворение или отрывок из прозы – замечательное упражнение для памяти. Алгоритм смотрите в статье «Как быстро и легко выучить текст».
  • Обучайте подростка эффективным приемам работы с текстом: составление плана и конспектирование. Полезно следующее упражнение. Взять любую статью из научного журнала, не слишком сложную. Школьник читает один или два абзаца – записывает коротко, одним предложением, суть. Читает далее. Через день вернитесь к записям. Сможет ли ваш ребенок вспомнить то, что читал?
  • Игра на музыкальных инструментах хорошо развивает память. Можно заняться изучением танцевальных движений и комбинаций – сейчас много молодежных направлений: брейк, хип-хоп, джаз-фанк и другие.

  • Почаще нагружайте деятельностью левую руку. Благодаря этому включается в работу то полушарие мозга, которое отвечает за память.

Ну, и конечно, обязательно уделяйте внимание специальным упражнениям для тренировки памяти, которые можете найти в этой статье моего блога.

Приведу, пожалуй, еще парочку интересных заданий на развитие памяти подростков.

Упражнение №1: Квазислов

Перед занимающимся выкладывается лист бумаги с написанной абракадаброй букв (длина не больше 25). Нужно постараться запомнить этот набор и воспроизвести через пару часов или через день.

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Запоминаем таким образом. Делим всю цепочку на отдельные звенья, удобные для присвоения им образов. Например, КОМОЛИСТ, можно ассоциировать с вопросом: «Кому лист?» или создать картинку-образ со словами КОМ и ВОКАЛИСТ.

Далее сочетание РЕНО – это, понятно, машина. ШИВЕРТ запоминаем, как аналогию выражения «шиворот-навыворот». В конце – ОН (провести аналогию с ООН) или запомнить ТОН (рисуем себе «камертон»).

Теперь все образы выстраиваем в одну линию. Возможно, это будет смотреться таким образом: КОМ снега летит на голову ВОКАЛИСТА, сидящего на крыше РЕНО – и вдруг автомобиль выворачивается шиворот-навыворот, то есть исполняет ШИВЕРТ, увидев на обочине громадного мужчину в форме ООН.

Упражнение №2: Анализ данных

Дано задание развивает аналитическое мышление подростка, что особенно актуальноо в старших классах.


Берем текст, достаточно короткий, но содержащий в себе длинные предложения. Скажем, такого плана:

«Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве»

Школьник рисует на бумаге схему, отображающую суть и все смысловые единицы текста: ЧТО, ЗАЧЕМ, КУДА, В КОТОРОМ и т.д. Все это делается в виде рисунков, символов, комиксов – как угодно, только чтобы подробно. Взаимосвязи прорисовывает стрелочками.

Задача: с опорой на схему рассказать содержание текста со всеми мелкими деталями спустя 2 часа.

Рекомендую

Сегодня мы затронули самые важные стороны темы развитие памяти подростков. Я думаю, возможность помочь своему ребенку есть у каждого родителя. Я рекомендую также сервис Викиум .

Хорошо сбалансированная подборка онлайн-тренажеров на нем способствует быстрому и эффективному развитию памяти и внимания.

Методы рационального запоминания, а также соответствующие упражнения найдете в интенсив-курсе Станислава Матвеева «Суперпамять» – великолепная методика, где все описано достаточно понятно и интересно.

Это все. Желаю плодотворной работы.
О результатах тренировок пишите в комментариях, не забывайте подписываться на новости блога. Поделитесь впечатлениями с друзьями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector