Характеристика тонов сердца

Тоны сердца

Места наилучшего выявления звуков сердца — тонов, а также шумов — не всегда совпадают с анатомической локализацией их источников — клапанов и закрываемых ими отверстий (рис. 45). Так, митральный клапан проецируется в месте прикрепления III ребра к грудине слева; аортальный — по середине грудины на уровне III реберных хрящей; легочной артерии — во II межреберье слева у края грудины; трехстворчатый клапан — на середине линии, соединяющей места прикрепления к грудине хрящей III левого и V правого ребер. Такая близость клапанных отверстий друг к другу затрудняет изолирование звуковых явлений в месте истинной их проекции на грудную клетку. В связи с этим определены места наилучшего проведения звуковых явлений от каждого из клапанов.


Рис. 45. Проекция клапанов сердца на грудную клетку:
А – аортальный;
Л – легочной артерии;
Д, Т – двух- и трехстворчатые.

Местом выслушивания двухстворчатого клапана (рис. 46, а) служит область верхушечного толчка, т. е. V межреберье на расстоянии 1—1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии; клапана аорты — II межреберье справа у края грудины (рис. 46, б), а также 5-я точка Боткина — Эрба (место прикрепления III— IV ребра к левому краю грудины; рис. 46, в); клапана легочной артерии — II межреберье слева у края грудины (рис. 46, г); трехстворчатого клапана — нижняя треть грудины, у основания мечевидного отростка (рис. 46, д).


Рис. 46. Выслушивание клапанов сердца:
а — двухстворчатого в области верхушки;
б, в — аортального соответственно во II межреберье справа и в точке Боткина — Эрба;
г — клапана легочной артерии;
д — трехстворчатого клапана;
е — порядок выслушивания тонов сердца.

Выслушивание проводится в определенной последовательности (рис. 46, е):

  1. область верхушечного толчка; II межреберье справа у края грудины;
  2. II межреберье слева у края грудины;
  3. нижняя треть грудины (у основания мечевидного отростка);
  4. точка Боткина — Эрба.

Такая последовательность обусловлена частотой поражения клапанов сердца.

Порядок выслушивания клапанов сердца:

У практически здоровых лиц при выслушивании сердца обычно определяются два тона — первый и второй, иногда третий (физиологический) и даже четвертый.

В норме I и II тоны сердца (англ.):

Первый тон составляет сумма звуковых явлений, возникающих в сердце во время систолы. Поэтому он называется систолическим. Он возникает в результате колебаний напряженной мышцы желудочков (мышечный компонент), замкнутых створок двух- и трехстворчатого клапанов (клапанный компонент), стенок аорты и легочной артерии в начальный период поступления в них крови из желудочков (сосудистый компонент), предсердий при их сокращении (предсердный компонент).

Образование и компоненты I тона (англ.):

Второй тон обусловлен захлопыванием и возникающими при этом колебаниями клапанов аорты и легочной артерии. Его появление совпадает с началом диастолы. Поэтому он называется диастолическим.

II тон сердца (англ.):

Между первым и вторым тонами наступает малая пауза (никаких звуковых явлений не прослушивается), а за вторым тоном следует большая пауза, после которой снова возникает тон. Однако начинающие обучение студенты нередко с большим трудом различают первый и второй тоны. Для облегчения этой задачи рекомендуется вначале выслушивать здоровых людей с медленным сердечным ритмом. В норме первый тон выслушивается громче у верхушки сердца и в нижней части грудины (рис. 47, а). Это объясняется тем, что к верхушке сердца лучше проводятся звуковые явления с митрального клапана и систолическое напряжение левого желудочка выражено больше, чем правого. Второй тон громче выслушивается у основания сердца (в местах выслушивания аорты и легочной артерии; рис. 47, б). Первый тон более продолжительный и низкий, чем второй.


Рис. 47. Места наилучшего выслушивания тонов сердца:
а – I тона;
б – II тона.

Выслушивая попеременно тучных и худощавых людей, можно убедиться, что громкость сердечных тонов зависит не только от состояния сердца, но и от толщины окружающих его тканей. Чем больше толщина мышечного или жирового слоя, тем меньше громкость тонов, причем как первого, так и второго.


Рис. 48. Определение I тона сердца по верхушечному толчку (a) и по пульсу сонной артерии (б).

Тоны сердца следует научиться дифференцировать не только по относительной громкости на верхушке и основании его, по разной их продолжительности и тембру, но и по совпадению появления первого тона и пульса на сонной артерии или первого тона и верхушечного толчка (рис. 48). По пульсу на лучевой артерии нельзя ориентироваться, так как он появляется позже первого тона, особенно при частом ритме. Различать первый и второй тоны важно не только в связи с их самостоятельной диагностической значимостью, но и потому, что они играют роль звуковых ориентиров для определения шумов.

Третий тон вызывается колебаниями стенок желудочков, преимущественно левого (при быстром наполнении их кровью в начале диастолы). Он выслушивается при непосредственной аускультации на верхушке сердца или несколько кнутри от нее, причем лучше в положении больного лежа. Этот тон очень тихий и при отсутствии достаточного опыта аускультации может не улавливаться. Он лучше выслушивается у лиц молодого возраста (в большинстве случаев вблизи верхушечного толчка).

III тон сердца (англ.):

Четвертый тон является результатом колебаний стенок желудочков при быстром их наполнении в конце диастолы за счет сокращения предсердий. Выслушивается редко.

IV тон сердца (англ.):

Характеристика тонов сердца

Тоны сердца подразделяются на основные и дополнительные.

Основных тонов сердца два: первый и второй.

Первый тон ( систолический) связан с систолой левого и правого желудочков, второй тон (диастолический) — с диастолой желудочков.

Первый тон образован, главным образом, звуком закрытия митрального и трикуспидального клапанов и в меньшей мере звуком сокращающихся желудочков, а иногда и предсердий. 1 тон воспринимается ухом как единый звук. Его частота у здоровых колеблется от 150 до 300 герц, продолжительность от 0.12 до 018 секунды.

Второй тон вызван звучанием полулунных клапанов аорты и легочной артерии при их захлопывании в начале фазу диастолы желудочков. По звучанию он выше и короче первого тона (250-500 герц, 0.08-0.12 с.).

На верхушке первый тон звучит несколько громче второго, на основании сердца — второй тон громче первого.

Первый и второй тон могут изменяться по громкости (усиленный-громкий, ослабленный-глухой), по структуре ( расщепленный, раздвоенный).

Звучание тонов сердца зависит от силы и скорости сокращения мышцы сердца, наполнения желудочков, состояния клапанного аппарата. Среди практически здоровых людей более громкие тоны бывают у людей нетренированных, лабильных, что связано с более частым ритмом и относительно меньшим диастолическим наполнением, чем у тренированных.

На звучание тонов оказывают влияние многие внесердечные факторы. Чрезмерное развитие подкожной клетчатки, эмфизема легких, левосторонние экссудативные плевриты и гидротораксы приглушают тоны сердца, а большой газовый пузырь желудка, полость в околосердечной области, пневмоторакс могут вследствие резонанса увеличить громкость тонов.

Усиление первого тона может наблюдаться при эмоциональном возбуждении( ускорение выброса вследствие адреналового воздействия), экстрасистолии (недостаточное наполнение желудочков), тахикардии.

Ослабленный (приглушенный) первый тон наблюдается при поражении мышцы сердца и, связанной с этим, уменьшением скорости ее сокращения ( кардиосклероз, миокардит), при изменении митрального и/или трикуспидального клапанов (укорочении и утолщение створок при ревматизме, инфекционном эндокардите, реже — атеросклерозе).

Особое диагностическое значение имеет хлопающий первый тон. Хлопающий первый тон является патогномоничным признаком стеноза левого или правого атриовентрикулярного отверстия. При таком стенозе вследствие увеличения диастолического предсердно-желудочкового градиента давления, образующаяся вследствие сращения створок клапана воронка, при диастоле вдавливается в сторону желудочка, а при систоле выворачивается в сторону предсердия, издавая своеобразный хлопающий звук. Важно уметь различать хлопающий 1 тон от громкого. Хлопающий первый тон не только громкий, но и более высокий по частоте (до 1000-2000 герц) и короткий по продолжительности (0.08-0.12 с.), тогда как громкий от обычного различается только силой звучания. (См. спектрограмму)

Усиление второго тона (акцент 2 тона) чаще всего связано с повышением давления в аорте (акцент 2 тона на аорте), легочной артерии (акцент 2 тона на легочной артерии). Увеличение громкости 2 тона может наступить при краевом склерозе полулунных клапанов, но при этом звук может приобретать металлический оттенок. Напоминаю, что акцент 2 тона определяется путем сравнения громкости 2 тона на аорте и легочной артерии.

Ослабление второго тона может наблюдаться при коллапсе, но главным образом при недостаточности полулунных клапанов аорты (ослабление второго тона на аорте) или легочной артерии (ослабление второго тона на легочной артерии).

При неодновременном сокращении левого и правого желудочка появляется раздвоение первого и/или второго тона. Причиной неодновременного сокращения может быть перегрузка одного из желудочков, нарушение проводимости по ножкам Гиса, нарушение сократимости мышцы сердца. Кроме раздвоения, может наблюдаться расщепление тонов сердца. Раздвоение от расщепления отличается степенью расхождения составляющих тона. При раздвоении промежуток между разошедшимися частями тона равен или превышает 0,04 секунды, а при расщеплении — меньше 0.04 с., что воспринимается ухом как неопределенная неоднородность тона. В отличие от раздвоения тона, причиной которого чаще всего является патология, расщепление может наблюдаться у практически здоровых людей.

Читать еще:  Лечение перекисью по неумывакину

У некоторых людей как практически здоровых, так и при патологии, могут прослушиваться, кроме основных тонов, дополнительные тоны сердца: третий и четвертый.

Третий тон связан со звучанием мышцы желудочков, чаще левого, в фазу быстрого расслабления протодиастолы сердца. Потому третий тон называют протодиастолическим тоном. Четвертый тон связан со звучанием предсердий при их систоле. Так как систола предсердий происходит в фазу пресистолы желудочков, 4 тон называют пресистолическим.

3 и 4 тон может прослушиваться как у здоровых людей, так и при различной, иногда тяжелой патологии сердца. Дополнительные тоны у здоровых людей Йонаш (Йонаш, 1968) назвал «невинными» тонами.

С появлением дополнительных тонов сердца и их взаимоотношением с основными тонами связаны ритмы галопа.

Различают :

— протодиастолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 3 тонов; — пресистолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 4 тонов; — четырехтактный ритм: сочетание 1, 2, 3, и 4 тонов; — суммационный ритм галопа: имеются 4 тона, но вследствие тахикардии диастола настолько укорачивается, что 3 и 4 тоны сливаются в один тон.

Для врача важно уметь различать «невинные» трехчленные ритмы у здоровых от патологических ритмов галопа.

Наибольшее значение имеет различие и правильная трактовка протодиастолического ритма галопа.

Признаки «невинного» протодиастолического ритма галопа:

— нет других признаков патологии сердца; — дополнительный тон глухой (тихий), низкочастотный. Он значительно слабее основных тонов; — трехчленный ритм слышен на фоне обычной частоты или брадикардии; — возраст до 30 лет.

Суммационный ритм галопа прогностически столь же грозен, как и протодиастолический.

Патологическое и прогностическое значение пресистолического ритма галопа менее значимо, чем протодиастолического и суммационного. Такой ритм галопа иногда может быть у практически здоровых людей при небольшом увеличение атрио-вентрикулярной проводимости на фоне брадикардии, но может наблюдаться и у больных с атрио-вентрикулярной блокадой 1 степени.

Признаки «невинного» пресистолического ритма галопа:

— отсутствие признаков патологии сердца, кроме умеренного удлинения PQ (до 0.20); — 4 тон глухой, значительно слабее основных тонов; — склонность к брадикардии; — возраст менее 30 лет.

При наличии четырехтактного ритма подход должен быть сугубо индивидуальным.

Наибольшее диагностическое значение имеет тон (щелчок) открытия митрального (трикуспидального) клапана — opening snap.

У здоровых людей митральный и трикуспидальный клапаны открываются в период протодиастолы, через 0.10-0.12 секунды после 2 тона, но предсердно-желудочковый градиент давления столь мал (3-5 мм рт.ст.), что они открываются бесшумно. При митральном или трикуспидальном стенозе градиет предсердно-желудочкового давления увеличивается в 3-5 и более раз и клапаны открываются с такой силой, что появляется звук — тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана.

Тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана высокий, превышает по частоте 2 тон (до1000 герц), слышен сразу за 2 тоном, на расстоянии 0,08-0.12 с. от него. Причем, чем больше предсердно-желудочковый градиет давления и, следовательно, стеноз, тем ближе тон открытия к 2 тону. Еще одна важная особенность: диастолический шум, характерный для митрального стеноза, начинается не от 2 тона, а от тона открытия. В сочетании с хлопающим 1 тоном и пресистолическим шумом, тон открытия составляет ритм перепела.

Тон открытия митрального (трикуспидального) клапана является патогномоничным признаком митрального (трикуспидального) стеноза. Тон открытия митрального клапана лучше прослушивается по линии, соединяющей верхушку с 5 точкой, а тон открытия трехстворки — в 4 точке аускультации или в проекции трехстворки по срединной линии.

Систолический щелчок.

У некоторых людей, часто считающих себя здоровыми, в фазу систолы: посредине или ближе ко 2 тону, слышен сильный короткий как удар хлыста звук — систолический щелчок. Такой щелчок может быть связан с пролапсом (прогибанием) митрального клапана, с аномалией митральных хорд (синдром свободной хорды). При пролапсе после щелчка часто слышен убывающий короткий систолический шум, тогда как при синдроме свободной хорды такого шума нет.

Протодиастолический щелчок, перикард-тон.

Изредка у людей, перенесших плеврит, перикардит возникают спайки с аортой, которые вызывают при сокращении сердца, обычно слышимый на основании сердца в фазу протодиастолы (сразу за 2 тоном), щелкающий звук. Надо сказать, что причина таких щелчков на основании сердца не всегда ясна.

Прослушайте протодиастолический щелчок у больного, перенесшего базальный перикардит.

Характеристики тонов сердца

Тонами сердца называются короткие, отрывистые звуки, слышимые (возникающие) при работе сердца:

  • 1. Тон сердца (систолический) представлен тремя основными группами осцилляций (рис. 5.2): 1) начальная часть (а) — низкоамплитудные и низкочастотные звуковые колебания, возникающие в период асинхронного сокращения желудочков (продолжительность 0,02-0,04 с); 2) центральная часть (б), или главный сегмент I тона, образована высокочастотными и высокоамплитудными осцилляциями, обусловленными колебаниями атриовентрикулярных клапанов в фазе изоволюметрического сокращения желудочков (продолжительность 0,05 с); 3) конечная часть (в) или сосудистый компонент I тона в виде небольших по амплитуде колебаний, связана с вибрацией стенок аорты и легочной артерии в самом начале периода изгнания (продолжительность 0,02-0,04 с).
  • 2. Тон сердца (диастолический) возникает в самом начале диастолы в результате колебаний закрывающихся клапанов аорты и легочной артерии и непродолжительной вибрации стенок этих сосудов.

Выделяют два основных компонента II тона, обычно хорошо различимых на ФКГ (рис. 5.2): 1) аортальный компонент (А), отражающий захлопывание створок аортального клапана, и 2) пульмональный компонент (Р), связанный с закрытием клапана легочной артерии. В норме аортальный компонент всегда большей амплитуды, чем пульмональный.

Довольно часто (в 50-90 % случаев), особенно у детей, подростков и молодых здоровых людей, на низкочастотном канале ФКГ регистрируется дополнительный низкоамплитудный физиологический III тон сердца. Он возникает в момент быстрого диастолического наполнения желудочков и обычно отстоит от II тона на 0,15-0,19 с.

В норме на ФКГ дополнительный тон сердца регистрируется значительно реже, чем III тон, преимущественно у детей и подростков. Он представлен несколькими низкоамплитудными и низкочастотными осцилляциями, возникающими в период систолы предсердий (за 0,04-0,05 с до начала I тона).

Звучность тонов зависит от близости расположения клапанов, где возникают звуковые колебания, проведения этих звуков по току крови и по уплотненной мышце, а также близости прилегания к грудной стенке.

Сердечные шумы. При аускультации и на фонокардиограммах можно обнаружить сердечные шумы, которые отличаются от тонов большей длительностью звучания, менее четким началом и периодом затихания. В норме сердечные шумы у взрослых обычно не выслушиваются и не регистрируются на ФКГ как в период систолы между I и II тонами (систолический шум), так и в период диастолы (диастолический шум).

Шумы сердца возникают в результате турбулентного движения крови, причиной которого является нарушение нормального соотношения трех гемодинамических параметров: 1) диаметра клапанного отверстия или просвета сосуда; 2) скорости кровотока (линейной или объемной); 3) вязкости крови.

Условия для образования вихревых потоков и сердечных шумов возникают при патологии клапанов и дефектах перегородок сердца, расширении его полостей и участков легочного ствола или аорты (аневризмы), значительном ускорении потока крови при снижении ее вязкости (например при анемии) или вследствие гиперкинетики сердечных сокращений (например при тиреотоксикозе). Как и другие истинные шумы, сердечные шумы являются результатом суммации разных по частоте и амплитуде звуковых колебаний, но по преобладанию определенной частоты их в ряде случаев можно условно характеризовать как низко-, средне- или высокочастотные.

Внутрисердечные делят на органические, обусловленные дефектами клапанов или перегородок сердца, и неорганические (функциональные), при которых пороков сердца нет. У взрослых функциональный шум (в норме) практически никогда не бывает диастолическим; функциональный систолический шум обычно характеризуется на ФКГ колебаниями низкой и средней частоты (до 200 Гц) и изменчивостью по амплитуде, продолжительности и форме в разных сердечных циклах.

Органические шумы появляются при наличии анатомических особенностей стенок, отверстий или клапанов сердца. Они возникают при врожденных или приобретенных пороках, воспалении эндокарда и перикарда, поражении миокарда. На рис. 5.3 приведены примеры сердечных шумов, возникающих при органических поражениях сердца.

Рис. 5.3. Схема фонокардиографического изображения сердечных шумов (заштрихованные участки) при некоторых пороках сердца в соотношении с I и II сердечными тонами: а — убывающий протосистолический шум при митральной недостаточности; б — ромбовидный мезосистолический шум при аортальном стенозе; в — голосистолический шум при дефекте межжелудочковой перегородки; г — веретенообразный голосистолический шум при стенозе легочного ствола; д — пресистолический (в связи с митральным стенозом) и протодиастолический (в связи с аортальной недостаточностью) шумы; е — систол о диастолический шум при открытом артериальном протоке

Читать еще:  Почему после принятия

Анализ ФКГ. Анализ регистрируемых на ФКГ звуковых феноменов проводится по их отношению к периодам систолы или диастолы, амплитуде, частоте, интервалам между ними или между регистрируемыми звуковыми феноменами и зубцами синхронно записанной ЭКГ. Интенсивность тонов и шумов сердца оценивают по амплитуде соответствующих им осцилляций. При анализе сердечных тонов большое значение имеют также взаимное сравнение их амплитуд и измерение некоторых интервалов.

При записи ФКГ с точек 1, 2 и 3 (см. рис. 5.1) амплитуда наибольших осцилляций I тона сердца в норме колеблется в пределах 10- 25 мм, II тона — 6-15 мм (при усилении 10 мм/мВ); отношение максимальных амплитуд I и II тонов составляет приблизительно 3:2. В точках 4 и 5 интенсивность I и II тонов может быть равной, а в ряде случаев II тон имеет большую амплитуду, чем I тон.

Диагностическое значение имеет определение продолжительности интервала Q-Iтон, измеряемого от начала комплекса QRS (зубца Q или R) до первых высокочастотных осцилляций центральной части I тона (рис. 5.2). Он отражает время асинхронного сокращения желудочков. В норме продолжительность интервала Q -1 тон не превышает 0,04—0,06 с.

Частота осцилляций I тона лежит в пределах 30. 120 Гц, II тона- 70-150 Гц. Общая длительность I тона составляет 0,07-0,15 с, II тона-0,04-0,12 с.

На фонограмме II тона интервал между аортальным и легочным компонентом у здорового человека обычно не превышает 0,04 с. У молодых людей он может увеличиваться до 0,05-0,06 с, что особенно заметно во время глубокого вдоха. В этом случае на ФКГ можно обнаружить так называемое физиологическое расщепление II тона.

Амплитуда осцилляций III тона обычно составляет 2-3 мм. Интервал между II и III тонами на верхушке сердца в норме не превышает 0,15 с (у детей он составляет в среднем 0,13 с). У основания сердца-0,18 с. IV тон начинается через 0,06-0,12 с после начала зубца Р на ЭКГ; он непостоянен по амплитуде (но всегда меньше II тона), представлен обычно одним-двумя низкочастотными колебаниями общей продолжительностью около 0,03 с; интервал между IV и I тонами в среднем составляет 0,06 с. Длительность акустической систолы (интервал между началами I и II тонов) зависит от частоты сердечных сокращений; в норме в сопоставлении с интервалами Q-Т на ЭКГ (электрическая систола) она короче на 04-0,05 с, а при нарушениях обмена в миокарде может удлиняться.

Шумы (рис. 5.3) характеризуют также по их форме, образуемой кривыми, огибающими максимальные отклонения осцилляций шума от изолинии. Распространены такие обозначения шумов по их форме, как убывающий, ромбовидный, веретенообразный, лентовидный. Шумы могут примыкать к тонам, отделяться от них некоторым интервалом, занимать только середину систолы или всю систолу (голосистолический шум), определяться только в начале диастолы (прото- диастолический шум), в ее середине (мезодиастолический шум) или в конце, т. е. перед началом систолы (пресистолический шум).

6 Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии

Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии.

  1. Проводится после расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии сердца.
  2. Сердце выслушивают (если позволяет состояние больного) стоя, сидя, лежа на левом боку, на правом боку, на левом боку вполоборота (почти на живот), стоя после физической нагрузки.
  3. Чтобы не мешали дыхательные шумы, пациента просят сделать глубокий вдох – выдох, и задержать дыхание на короткое время.
  4. Аускультация проводится только с помощью стетофонендоскопа.

Проекция клапанов на поверхность грудной клетки:

  • Митральный клапан – расположен у места прикрепления 3 ребра.
  • Аортальный клапан – за грудиной, на середине расстояния между местом прикрепления хрящей 3-х ребер.
  • Клапан легочного ствола – второе межреберье у левого края грудины.
  • Трехстворчатый клапан (правый атриовентрикулярный, трикуспидальный) – на середине расстояние между местом фиксации 3 ребра слева и 5 ребра справа.
  1. Митральный клапан – 5 межреберье на 1-1,5 см кнутри от левой срединоключичной линии – верхушка сердца (верхушечный толчок).
  2. Аортальный клапан – 2 межреберье у правого края грудины.
  3. Клапан легочного ствола – второе межреберье у левого края грудины.
  4. Трехстворчатый клапан – у основания мечевидного отростка, несколько вправо (точка прикрепления 5 ребра к грудине справа).
  5. Точка Боткина-Эрба – 3-4 межреберье у левого края грудины (место фиксации 4 ребра к грудине) – здесь выслушиваем аортальный клапан.

Если в данных точках аускультации патологических изменений нет, то аускультация на это ограничивается. Если есть изменения, то обследование расширяется.

Фазы работы сердца

  1. Сокращение сердца начинается с систолы предсердий – в это время остатки крови выгоняются из предсердий в желудочки (предсердный компонент 1 тона).
  2. Систола желудочков. Состоит:
    1. — фаза асинхронного сокращения – возбуждением охвачены отдельные мышечные волокна, внутрижелудочковое давление не повышается.
    2. — фаза изометрического сокращения – возбуждением охвачена вся мышечная масса миокарда. повышается давление в желудочках, когда оно превышает давление в предсердиях – закрываются атриовентрикулярные клапаны. (клапанный компонент 1 тона). Давление продолжает повышаться, в этот период полулунные клапаны еще закрыты (мышечный компонент 1 тона).
    3. — фаза изгнания – давление в желудочках становится выше, чем в аорте и легочном стволе, открываются полулунные клапаны, кровь устремляется в сосуды (сосудистый компонент 1 тона).
  3. Диастола – мышцы желудочков расслабляются, давление в них снижается, и кровь из аорты и легочного ствола устремляется в желудочки, встречает на своем пути полулунные клапаны и закрывает их (клапанный компонент 2 тона).

— фаза быстрого наполнения – давление в желудочках ниже, чем в предсердиях, открываются атриовентрикулярные клапаны, и кровь устремляется из предсердий в желудочки, за счет разницы градиенты давления.

— фаза медленного наполнения – по мере выравнивания давления в предсердиях и желудочках, то ток крови замедляется.

— систола предсердий – все повторяется.

Выслушиваются 2 звука — тона, разделенные беззвучными паузами.

При аускультации сердца на верхушке мы слышим 1 тон – короткий более сильный тон. Затем систолическая пауза – короткая. Далее – 2 том – более слабый еще более короткий звук. И 2 пауза, которая в среднем в 2 раза длиннее первой.

Первый тон по сравнению со вторым тоном:

  • Длиннее;
  • Ниже по своей тональности;
  • Лучше выслушивается на верхушке сердца, слабее на основании;
  • Совпадает с верхушечным толчком и пульсом на сонной артерии;
  • Возникает после длинной паузы;

Компоненты первого тона:

  • Клапанный компонент – колебания створок атриовентрикулярных клапанов в фазе изометрического сокращения;
  • Мышечный компонент – возникает в период изометрического сокращения и обусловлен напряжением колебания мышечных стенок желудочка в период замкнутых клапанов;
  • Сосудистый компонент – связан с колебанием начальных отрезков аорты и легочного ствола, при растяжении их кровью в фазе изгнания крови из желудочков;
  • Предсердный компонент – обусловлен колебанием стенок предсердий во время их сокращений в конце диастолы, с этого компонента начинается первый тон;

Второй тон, его компоненты:

  • Клапанный компонент — захлопывание створок полулунных клапанов аорты и легочной артерии вначале диастолы;
  • Сосудистый компонент – колебание начальных отрезков аорты и легочной артерии в начале диастолы при захлопывании их полулунных клапанов;

Свойства второго тона:

  1. Более высокий, тихий и короткий, чем первый тон;
  2. Лучше выслушивается на основании сердца;
  3. Образуется после короткой паузы;
  4. Не совпадает с верхушечным толчком и пульсацией сонных артерий;

Третий тон – обусловлен колебанием стенок желудочков в период быстрого их наполнения кровью, возникает через 0,12-0,15 секунды после второго тона, в норме может определяться у детей и у молодых людей с астенической конституцией.

Четвертый тон – появляется в конце диастолы желудочков и связан с их быстрым наполнением в период систолы предсердий при замедлении атриовентрикулярной проводимости. Он всегда патологический.

Изменение тонов сердца

Тоны могут меняться в отношении:

Усиливаться или ослабевать может либо один, либо оба тона.

Усиление обоих тонов сердца, чаще является следствием несердечных изменений:

  1. Тонкая эластичная грудная клетка;
  2. Сморщивание переднего края легких (например, при обтурационном ателектазе);
  3. Инфильтрация (уплотнение) смежных с сердцем участков легких;
  4. Высокое стояние диафрагмы с приближением сердца к грудной стенке;
  5. Резонанс тонов сердца при наполнении желудка газом или при метеоризме, при полости в легких;
  1. Усиленная сердечная деятельность при физической нагрузке;
  2. При лихорадке;
  3. Тяжелой анемии;
  4. Нервно-психическом возбуждении;
  5. При тиреотоксикозе;
  6. Приступе тахикардии;

Ослабление обоих тонов сердца

Называются приглушенными, при выраженном ослаблении – глухими.

Встречаются при поражении миокарда (например, при инфаркте), при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок).

  1. Толстая грудная стенка;
  2. Гидроторакс;
  3. Гидроперикардит;
  4. Эмфизема легких;

С диагностической точки зрения, большее значение имеет ослабление одного из тонов.

Усиление 1 тона у верхушки сердца

Возникает из-за уменьшения наполнения кровью левого желудочка при:

— сужении левого атриовентрикулярного отверстия (митральный стеноз);

— мерцание предсердий (пушечный тон Стражеско);

Ослабление 1 тона у верхушки

  1. При патологии митрального и трехстворчатого клапана, недостаточность атриовентрикулярных клапанов, возможно ослабление до его полного отсутствия.
  2. При недостаточности аортального клапана, за счет отсутствия периода замкнутых клапанов.
  3. При остром миокардите.
Читать еще:  Неоперабельный порок сердца это

Усиление 2 тона на аорте

В норме 2 тон на аорте и легочном стволе слышны одинаково. Усиление в одной из точек – акцент 2 тона.

Акцент 2 тона на аорте:

— при повышении кровяного давления

Ослабление 2 тона на аорте:

— при недостаточности клапанов аорты

— при снижении ад

Акцент 2 тона на легочной артерии:

— при повышении давления в малом круге кровообращения;

— при первичном склерозе легочной артерии;

— незаращение артериального протока;

Ослабление 2 тона над легочной артерией:

— только при недостаточности правого желудочка;

Зависит от примеси к основному тону обертонов. Различают более мягкие и глухие тоны (при миокардите), и более резкие и звонкие (митральный стеноз).

В норме 60-90 в минуту. Считают тоны только по систолическим тонам. При нарушении ритма подсчитывают как ЧСС, так и число пульсовых волн. Если число пульсовых волн меньше ЧСС, то это – дефицит пульса.

Правильное чередование тонов и пауз внутри каждого сердечного цикла, и правильно чередование самих сердечных циклов.

Увеличение числа выслушиваемых тонов

  1. Расщепление и раздвоение тонов сердца.

При некоторых условиях как физиологических, так и патологических, тон воспринимается не как единый звук, а как 2 раздельных звука. Если пауза между ними едва уловима, говорят о расщеплении тона. Если пауза отчетлива – о раздвоении.

Расщепление или раздвоение 1 тона – встречается у здоровых людей, на высоте вдоха или выдоха, особенно после физической нагрузке. В патологических условиях – более стойкое раздвоение первого тона происходит из-за неодновременного сокращения обоих желудочков при слабости одного из желудочков, или при блокаде одной из ножек пучка Гисса.

Расщепление или раздвоение 2 тона – выслушивается на основании сердца, и объясняется неодновременным закрытием клапанов аорты и легочной артерии. Причина: изменение наполнения желудочков, изменение давления в аорте и легочном стволе.

Патологическое раздвоение 2 тона вызывают:

— отставание захлопывания аортального клапана (стеноз устья аорты);

— отставание захлопывания клапана легочного ствола при повышении давления в малом круге кровообращения (митральный стеноз, ХОБЛ);

— отставание сокращения одного из желудочков при блокаде ножек пучка Гиса;

«Ритм Перепела» (митральный трехчленный ритм) – образуется при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия, появляется дополнительный тон, щелчок открытия митрального клапана. Появляется во время диастолы через 0,7-0,13 сек после второго тона, из-за колебаний сращенных створок митрального клапана. Его сравнивают со звуком молота, падающего на наковальню. Выслушивается на верхушке сердца.

1 тон – высокий, 2 – не изменен, 3.

«Ритм галопа» — напоминает ритм скачущей галопом лошади. Третий, дополнительный, тон выслушивается при этом или в начале диастолы после 2 тона (протодиастолический ритм галопа) или в конце диастолы перед 1 тоном (пресистолический ритм галопа), в середине диастолы – мезодиастолический ритм.

Протодиастолический галоп – наблюдается при тяжелом поражении мышцы сердца (инфаркты, тяжелые миокардиты). Появление 3 тона вызывается при этом быстрым расправлением дряблой мышцы желудочка в фазу быстрого наполнения. Он возникает через 0,12-0,2 сек после 2 тона и является усиленным физиологическим 3 тоном.

Пресистолический ритм галопа – обусловлен более сильным сокращением предсердий и снижением тонуса желудочков. Лучше выявляется при замедлении атриовентрикулярной проводимости. Представляет собой усиленный физиологический 4 тон.

Мезодиастолический ритм галопа – суммированный – усиливаются и 3 и 4 тоны, сливаются в середине диастолы, прогностически не благоприятный признак.

Систолический галоп – дополнительный тон является эхом 1 тона – характерно для пролапса митрального клапана.

  • При резком учащении сердечного ритма (150 ударов в минуту) диастолическая пауза приближается к систолической;
  • Мелодия сердца напоминает звук работающей машины;

Характеристика сердечных тонов

ТОНЫ СЕРДЦА

Аускультация сердца и крупных сосудов

проводится с целью выявления и анализа звуковых колебаний, возникающих в результате работы сердца. Аускультация позволяет получить информацию о работе сердца, его структуре и функции, а также о состоянии магистральных сосудов (аорта, легочные сосуды). Объем и достоверность информации зависит от:

· соблюдения основных правил аускультации;

· использования доп. приёмов (выслушивание в различных положениях, после дозированной физич. нагрузки, на высоте максим. вдоха и выдоха, после задержки дыхания и имитации дыхат. движений);

· тщательности и последовательности аускультации;

· наличия или отсутствия патологии слуха у врача;

· способности врача сосредоточить своё внимание на звуках;

· способности врача анализировать звуковую инф-ю, правильности и последовательности анализа;

· опыта работы врача;

· умения врача выделять побоч. шумы, возникающие вне сердца при неправ. технике аускультации.

При аускультации сердца выявляются звуковые явления, которые классифицируются как сердечные тоны, экстракардиальные шумы (связаны с патологией перикарда, интракардиальные шумы (возникают как у здоровых людей в определённых условиях, так и при патологиях сердца, сосудов, клапанного аппарата)

Открытие клапанов не сопровождается отчетливыми колебаниями, т.е. практически бесшумно, а закрытие сопровождается сложной аускультативной картиной, которая расценивается как I и II тоны.

I тонвозникает при закрытии атрио-вентрикулярных клапанов (митрального и трикуспидального). Более громкий, длительный. Это систолический тон, так как выслушивается в начале систолы.

II тонобразуется при закрытии полулунных клапанов аорты и легочной артерии.

I тон называется систолическим и по механизму образования состоит из 4-х компонентов:

  1. основной компонент– клапанный, представлен амплитудными колебаниями, возникающими в результате движения створок митрального и трикуспидального клапанов в конце диастолы и начале систолы, причем начальное колебание наблюдается при закрытии створок митрального клапана, а конечное – при закрытии створок трикуспидального клапана, поэтому выделяют митральный и трикуспидальный компоненты;
  2. мышечный компонент– низкоамплитудные колебания наслаиваются на высокоамплитудные колебания основного компонента (изометрическое напряжение желудочков, появляется примерно за 0,02 сек. до клапанного компонента и наслаиваются на него); а также возникают в результате асинхронных сокращений желудочков в период систолы, т.е. в результате сокращения сосочковых мышц и межжелудочковой перегородки, обеспечивающих захлопывание створок митрального и трикуспидального клапанов;
  3. сосудистый компонент– низкоамплитудные колебания, возникающие в момент открытия створок аортального и пульмонального клапанов в результате вибрации стенок аорты и легочной артерии под влиянием потока крови, перемещающегося из желудочков в магистральные сосуды в начале систолы желудочков (период изгнания). Эти колебания возникают после клапанного компонента примерно через 0,02 сек.;
  4. предсердный компонент– низкоамплитудные колебания, возникающие в результате систолы предсердий. Этот компонент предшествует клапанному компоненту I тона. Выявляется только при наличии механической систолы предсердий, исчезает при мерцательной аритмии, узловом и идиовентрикулярном ритме, АВ блокаде (отсутствие волны возбуждения предсердий).

II тон называется диастолическим и возникает в результате захлопывания створок полулунных клапанов аорты и легочной артерии. Им начинается диастола и заканчивается систола. Состоит из 2-х компонентов:

1. клапанный компонент возникает в результате движения створок полулунных клапанов аорты и легочной артерии в момент их захлопывания;

2. сосудистый компонент связан с вибрацией стенок аорты и легочной артерии под влиянием потока крови, направляющейся в сторону желудочков.

При анализе сердечных тонов необходимо определить ихко­личество, выяснить какой тон являетсяпервым. При нормальной частоте сердечного ритма решение этой задачи понятно: I тон возникает после более продолжительной паузы, т.е. диастолы, II тон – после после короткой паузы, т.е. систолы. При тахикардии, особенно у детей, когда систола равна диастоле, этот метод неинформативен и используется следующий приём: аускультация в сочетании с пальпацией пульса на сонной артерии; тот тон, который совпадает с пульсовой волной, является I.

У подростков и молодых людей с тонкой грудной стенкой и гиперкинетическим типом гемодинамики (повышенная скорость и увеличение силы, при физической и психической нагрузке) появляются дополнительные III и IV тоны (физиологические). Их появление связано с колебанием стенок желудочков под влиянием крови, перемещающейся из предсердий в желудочки во время диастолы желудочков.

III тон – протодиастолический, т.к. появляется в начале диастолы непосредственно после II тона. Лучше выслушивается при непосредственной аускультации на верхушке сердца. Это слабый, низкий непродолжительный звук. Является признаком хорошего развития миокарда желудочков. При повышении тонуса миокарда желудочков в фазе быстрого наполнения в диастоле желудочков, миокард начинает колебаться, вибрировать. Выслушивается через 0,14 -0,20 после II тона.

IV тон – пресистолический, т.к. появляется в конце диастолы, предшествует I тону. Очень тихий, короткий звук. Выслушивается у лиц при увеличенном тонусе миокарда желудочков и обусловлен колебаниями миокарда желудочков при поступлении в них крови в фазе систолы предсердий. Чаще выслушивается в вертикальном положении у спортсменов и после эмоциональной нагрузки. Это обусловлено тем, что предсердия чувствительны к симпатическим влияниям, поэтому при повышении тонуса симпатической НС, отмечается некоторое опережение сокращений предсердий от желудочков и поэтому четвертый компонент I тона начинает выслушиваться отдельно от I тона и называется IV тоном.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector