Чдд норма 4 года

ЧСС и ЧДД у людей

По мере взросления у ребенка соотношение ЧДД и ЧСС должно приближаться к норме взрослого человека. Эти показатели помогают для расчета интенсивности физической и моральной нагрузки на ребенка. Для взрослых нормы также разнятся в зависимости от уровня физической активности. У спортсменов ЧСС ниже, чем у людей, которые не связаны со спортом.

Что такое ЧСС и ЧДД?

Частота сердечных сокращений — подсчет числа ударов, которые делает сердце за минуту. Частота дыхательных движений — количество вдохов и выдохов за минуту. Эти показатели дают возможность определить насколько дыхание глубокое и ритмичное, а также возможность анализа работоспособности грудной клетки. Характеристики сердцебиения в разные периоды роста отличаются.

Таблица по возрастам у детей: нормы

Исследования пульса показали, что у новорожденных он составляет 140 ударов за минуту. Частота пульса у детей в первые 12 месяцев жизни уменьшается до 110—130, а старше 12 лет — частота пульса доходит примерно до нормы взрослого. Норма ЧДД у детей важна для оценки состояния дыхательных путей, сердца, кровеносной системы и здоровья в целом. Соотношение ЧДД к ЧСС — дыхательно-пульсовый коэффициент у грудничков 1:2,5, у детей до 12-ти месяцев — 1:3, старше — 1:4. Следующая таблица представляет нормы ЧДД и ЧСС у детей по возрастам.

Измерение ЧСС и ЧДД

Как мерить пульс:

  1. Взяться за запястье в области определения пульса.
  2. Включить секундомер.
  3. Подсчитать количество сердцебиений в минуту.

Техника подсчета дыхания у детей (вдох-выдох):

  1. Отвлечь ребенка.
  2. Положить руку на живот или взять за руку.
  3. Считать количество циклов за 1 минуту.
  4. Оценить результат.

Для подсчета ЧСС, малыш должен принять неподвижное положение. Нельзя проводить измерение после различных нагрузок физических или эмоциональных, т. к. пульс учащается. После этого стоит определить соответствие результатов с показателями нормы. В норме пульсация ритмичная и четкая. Технику подсчета применяют для разного возраста. Частота дыхания измеряется на протяжении минуты. У малышей подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне.

Отклонения от нормы

Не стоит волноваться, если ЧСС и ЧДД у малыша несколько разнятся с показаниями взрослого человека. И только при получении данных, значительно отличающихся от нормы, указанной в таблице, стоит обследоваться у врача для выяснения главной причины отклонений. Учащенное поверхностное дыхание называется тахипноэ. Превышение частоты пульса называется тахикардией, понижение — брадикардией.

Частое дыхание

Частое дыхание — увеличение повторяемости дыхательных движений, при котором его ритм не изменяется, и может развиться из-за нарушений газообмена со скапливанием в крови диоксида углерода и снижением количества кислорода. В результате амплитуда движений при дыхании становится поменьше. Временами учащенное дыхание усугубляется, что принимается за одышку, при которой частота дыхания у детей должна быть больше, чем 60 вдохов и выдохов за минуту.

Быстрый пульс

Причины нарушений в частоте сердечных сокращений могут быть разными. В основном это высокая температура воздуха, мышечная нагрузка и стрессы. В этих случаях ЧСС становится больше, что не есть патологией. Если же у малыша происходит учащение пульсового ритма в спокойном состоянии, тогда нужно обратить на это внимание. Главные причины такого состояния:

  • переутомление;
  • сердечные болезни;
  • заболевания органов дыхания.

Вернуться к оглавлению

Медленный пульс

Если медленный пульс связан с патологиями и сопровождается неприятной симптоматикой, т. е. головокружение, слабость, упадок сил, повышенное или пониженное артериальное давление, то с высокой вероятностью диагностируют брадикардию. При отсутствии патологий и хорошем самочувствии, это говорит о хорошей натренированности организма, так как у спортсменов ЧСС ниже, чем у других людей. Пульсовой режим для рациональной физической нагрузки можно просчитать для разных возрастов, а именно: ЧСС (максимальная) = 220 — возраст (количество полных лет).

ЧДД у детей: норма, таблица, рекомендации врачей

Пульс и дыхание влияют на здоровье с рождения. От этих показателей зависит дальнейшее физическое, умственное развитие. Дыхание отвечает за становление у детей речи как с рождения, так и в школьные годы. Оно повлияет на качество его дальнейшей жизни, количество, продолжительность болезней. Поэтому знать норму ребенка по возрасту очень важно для всех родителей.

Чдд — это количество дыхательных движений (вдохов и выдохов) за определенный промежуток времени. Обычно считается за 1 минуту. Подсчет производится через грудную клетку или переднюю брюшную стенку. Чтобы сделать это правильно, посчитайте количество их подъемом в момент вдоха и выдоха. Для того чтобы провести исследование максимально результативно, вначале замеряют сердцебиение.

Частота сердечных сокращений — количество ударов сердца за одну минуту. Определяет работоспособность грудной клетки. Чдд и чсс ребенка кардинально отличается от показателей взрослого человека.

На момент рождения дыхательная система новорожденного развита не до конца. Это происходит постепенно, вместе с ростом всего организма. Иногда процесс осложняется, из-за чего у человека возникают трудности в дальнейшем развитии.

Таблица частоты дыхания по возрастам

По таблице можно проверить общее состояние ребенка. Лучше следить за цифрами по мере его взросления. Частота дыхания у детей норма по возрастам с ее помощью можно легко отследить.

Частота дыхания за 1 минуту

Частота сердечного ритма

Соотношение чдд и чсс — дыхательно — пульсовый коэффициент у детей до месяца 1:2,5, до года — 1:3, старше года — 1:4. Чдд у новорожденных самое большое — порядка 60. С ростом организма пульс и дыхание у детей снижается. Процесс начинается уже через 2 недели после начала жизни младенца. Чдд у детей старше 10 лет в норме цифра составляет всего 20. Нормы чсс постепенно тоже снижаются.

При помощи этих таблиц можно наглядно убедиться, что оба показателя постепенно, с годами, снижаются. Самый пик сердечной активности приходится на первые 3 месяца жизни. Проверяйте все показатели, затем сопоставляйте их с нормой. Это даст вам знать, здоров ли младенец.

У растущего организма присутствует гораздо большая потребность в кислороде, чем у взрослого человека. Объем легких же у них в разы меньше. Именно поэтому новорожденные дети дышат настолько часто.

Важность показателей

С помощью измерений вы узнаете, насколько правильно работает вентиляция легких. Если вы заметили учащенные вдохи, это значит, что дыхание сейчас поверхностно. Такая проблема приводит к образованию болезнетворной микрофлоры в организме. Частота дыхательных движений зависит от того, насколько бодро малыш вел себя весь день. Если он весь пролежал, то количество вдохов может быть гораздо меньше.

Измерения сердечного пульса малыша помогает проверять его общее самочувствие. Оба этих показания терапевты проверяют каждый раз при осмотре малыша. Если измерения проводились на протяжении несколько дней (что делает их более точными), покажите их специалисту. Особенное внимание уделяйте новорожденным, ведь они не могут рассказать, что что-то болит.

Измерения ЧДД и ЧСС

Всю процедуру может провести врач-терапевт,но только один раз — во время приема, что делает результаты недостоверными. Специальные пульсовые браслеты могут дать осечку, так как найти достойный экземпляр сложно, к тому же он будет дорого стоять.

Читайте также

Провести измерения может любой взрослый, не имея никакой специальной подготовки — это самый простой вариант. Чтобы правильно посчитать чдд, воспользуйтесь секундомером.

  1. Определите тип дыхания младенца. До 3-4 лет они дышат через живот. Поэтому обратите внимание на движения брюшной полости. После 4 лет они используют грудную клетку, то есть двигаться будет грудь. К 10 используют тот тип, который наиболее характерен его полу. Определить место для измерения можно отталкиваясь от возраста.
  2. Чтобы результаты получились верными, нужно привести ребенка в состояние спокойствия, возможно сон, исключив любой отвлекающий фактор. У новорожденных проводить замеры лучше пока они спят или засыпают.
  3. Проводить подсчет можно визуально, но лучше приложить руку к груди или животу.
  4. Подсчитывают обычно 3-4 раза. Результаты сердцебиения и дыхания получаются разными. Постарайтесь проводить замеры не меньше 60 секунд. Среднее арифметическое из результатов будет наиболее верно.
  5. Одновременно с дыханием в момент покоя можно измерить пульс.
  6. Проверьте чсс и чдд по таблице. Высчитайте дыхательно-пульсовый коэффициент в соответствии с возрастом. Если числа впорядке, значит, все хорошо.

Из-за аритмического дыхания подсчитать показания сложнее, так как требуется не меньше 1 мин. Нельзя подождать 30 секунд, а потом увеличить число в 2 раза, итог будет неправильным.

Измерение сердечных сокращений:

  • возьмите запястье там, где четко определяется пульс;
  • включите секндомер;
  • посчитайте количество ударов за минуту.

Снимайте показания у спящего грудничка в покое: пока он ворочается или двигается во сне, число также выйдет неправильным. В итоге вы можете упустить начинающуюся болезнь.

Читать еще:  Рибоксин от аритмии отзывы

Читайте также

Отклонения от нормы

Учащенное дыхание является показателем начала инфекции. Оно означает повышенную температуру тела. Также могут встречаться следующие симптомы: кашель, хрипы. Однако эти признаки могут возникнуть из-за жаркой погоды, стресса, переутомления. Более серьезными причинами могут быть различные заболевания: болезни сердца, анемия, эндокринные заболевания.

Ускоренный пульс влечет за собой изменение в дыхании. Нарушение могут вызвать следующие факторы:

  • чрезмерные силовые нагрузки, тяжелый спорт, стресс, сильное чувство страха;
  • повышение температуры;
  • неправильная работа сердца, дыхательной системы;
  • присутствие в организме инфекции;
  • отравление;
  • повышенное артериальное давление;
  • побочные действия от лекарств;
  • онкология.

Все эти симптомы требуют немедленного обращения к специалисту, так как они опасны.

Когда ребенок занимается активной физической нагрузкой, замеряйте нижнюю границу его пульса на занятиях. Для этого используйте следующую формулу: из 220 вычете возраст, затем вычесть сердцебиение в покое, умножить на 0,5 прибавить число до тренировки.

При замедленном сердецебиении тоже меняется дыхание. Причины могут быть следующие:

  • нарушения в сердечно-сосудистой системе;
  • сильное переохлаждение;
  • инфекция;
  • побочное действия от принятого лекарства.

Снижение количества сердечных сокращений наблюдается у тех, кто активно занимаются каким-то видом спорта. Если ваше дитя не ведет активную спортивную деятельность, а вы заметили у него снижение сердцебиения, его необходимо показать терапевту.

Рекомендации к действию

Если у новорожденного нет никакого серьезного заболевания или инфекции, нормализовать дыхание в домашних условиях возможно. Для этого следуйте некоторым правилам:

  • кладите во время сна новорожденного на спину, когда наступит приступ — переверните его на бок;
  • добавьте в рацион малыша больше витаминов и минералов из овощей и фруктов;
  • начните проводить с малышом дыхательные упражнения. 3 раз в день по 15 минут будет достаточно. Выполните медленный глубокий вздох через нос, выдох через рот;
  • если вы уверены, что приступ был вызван стрессом, воспользуйтесь успокоительным средством или настойкой трав;
  • при отсутствии дыхания постарайтесь разбудить ребенка, дайте ему понюхать нашатырный спирт, умойте его прохладной водой.

Сильное и долгое нарушение дыхательного процесса или его пропадание требует срочных действий: вызовите скорую помощь.

В такой ситуации нельзя давать младенцу никакие лекарственные препараты, чтобы врач смог увидеть все симптомы наглядно. Но помните, показатели чдд и чсс со временем снижаются, так что не забывайте сверять их с таблицей.

Чдд и Чсс — важные показатели состояния младенца, за которым несложно следить. Нарушения одного или обоих из показателей связаны между собой. Они означают наличие заболевания и требует вмешательства врачей. Следите за ребенком, не создавайте ему будущие возрастные проблемы.

Норма частоты дыхания у детей

В норме дыхание ребенка осуществляется следующим образом: глубокий вдох и следующий за ним плавный выдох. Определение частоты дыхания у детей необходимо для понимания того, насколько хорошо вентилируются легкие. Увеличение частоты дыхания относительно нормы говорит о том, что оно поверхностно, а это может провоцировать создание благоприятной среды для развития болезнетворных микроорганизмов.

Нормальные показатели частоты дыхания у детей:

До 8 лет у мальчиков дыхание чаще, чем у девочек; в препубертатном периоде девочки по частоте дыхания обгоняют мальчиков, и уже во все последующие годы дыхание у них остается более частым.

Для детей характерна легкая возбудимость дыха­тельного центра: легкие физические напряжения и психическое возбуждение, незначительные повышения тем­пературы тела и окружающего воздуха почти всегда вызывают значительное учащение дыхания, а иногда и некоторое нарушение правильности дыхательного ритма.

Объем дыхания. Для оценки функциональной способности органов дыхания обычно учитывают объем одного дыхательного движения, минутный объем дыха­ния и жизненную емкость легких.

Объем каждого дыхательного движе­ния у новорожденного в состоянии спокойного сна ра­вен в среднем 20 см 3 , у месячного ребенка он повы­шается приблизительно до 25_см 3 , к концу года дости­гает 80 см 3, к 5 годам—около 150 см 3 к 12 годам — в среднем около, 250 см 3 и к 14—16 годам повышается до 300—400 см 3 ; впрочем, эта величина, по-видимому, может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах, так как данные различных авторов сильно расходятся. При крике объем дыхания резко увеличи­вается — в 2—3 и даже 5 раз.

Минутный объем дыхания (объем одного дыхания, умноженный на число дыхательных движе­ний) с возрастом быстро увеличивается и приблизи­тельно равняется у новорожденного 800-900 см 3 , у ре­бенка в возрасте 1 месяца—1400 см 3 , к концу 1-го года — около 2600 см 3 , в возрасте 5 лет—около 3200 см 3 и в 12—15 лет — около 5000 см 3 .

Жизненная емкость легких, т. е. количество воздуха, максимально выдыхаемого после максималь­ного вдоха, может быть указана только в отношении детей, начиная с 5 — 6 лет, так как самая методика исследования требует активного участия ребенка; в 5 — 6 лет жизненная емкость колеблется около 1150 см 3 , в 9 — 10 лет — около 1600 см 3 и в 14 — 16 лет — 3200 см 3 . У мальчиков жизненная емкость легких больше, чем у девочек; наибольшая емкость легких бывает при торакоабдоминальном дыхании, наименьшая — при чисто грудном.

Тип дыхания меняется в зависимости от возра­ста и пола ребенка; у детей периода новорожденности преобладает диафрагмальное дыхание при незначительном участии реберной мускулатуры.

У детей грудного возраста выявляется так называемое грудно-брюшное дыхание с преобладанием диафрагмального; экскурсии грудной клетки слабо выражены в верх­них ее частях и, наоборот, гораздо сильнее—в нижних отделах.

С переходом ребенка из постоянного горизон­тального положения в вертикальное изменяется и тип дыхания; оно в этом возрасте (начало 2 — го года жизни) характеризуется комбинацией диафрагмального и груд­ного дыхания, причем в одних случаях преобладает одно, в других — другое. В возрасте 3 — 7 лет в связи с развитием мускулатуры плечевого пояса все отчетливее выявляется грудное дыхание, начинающее определенно доминировать над диафрагмальным.

Первые различия типа дыхания в зависимости от пола начинают отчетливо сказываться в возрасте 7 — 14 лет; в препубертатный и пубертатный периоды у мальчиков вырабатывается главным образом брюш­ной тип, а у девочек — грудной тип дыхания. Возрастные изменения типа дыхания предопределяются указанными выше анатомическими особенностями груд­ной клетки детей в различные периоды жизни.

Особенности регуляции дыхания

Как известно, акт дыхания регулируется дыхательным центром, деятельность которого характеризуется автоматичностью и ритмичностью. Дыха­тельный центр располагается в средней трети продолго­ватого мозга по обе стороны от средней линии.

Возбуж­дение, ритмично зарождающееся в клетках дыхатель­ного центра, по центробежным (эфферентным) нервным путям передается дыхательной мускулатуре.

Особенно велика роль импульсов, поступающих со стороны самих легких при раздражении многочислен­ных рецепторов, заложенных в бронхиолах и альвеолах; возбуждение, возникающее при вдохе в этих интерорецепторах, по волокнам блуждающего нерва передается к дыхательному центру и тормозит его деятельность; заторможенный центр не посылает возбуждающих им­пульсов к дыхательным мышцам, и они расслабляются, наступает фаза выдоха; в спавшемся легком афферент­ные окончания блуждающего нерва не возбуждаются, следовательно, устраняется поступающее по его волок­нам тормозящее влияние, дыхательный центр снова возбуждается, возникающие импульсы поступают к ды­хательной мускулатуре и наступает новый вдох; проис­ходит саморегуляция: вдох вызывает выдох, а последний вызывает вдох. Конечно, сказывается влияние и состава альвеолярного воздуха.

Следовательно, регуляция дыхания у детей осуществляется главным образом нервно-рефлекторным путем.

Состав крови, содержание в ней кислорода и углекислоты, реак­ция крови, накопление в ней молочной кислоты или раз­личных патологических продуктов обмена сказываются также на функции дыхательного центра; эти раздраже­ния могут передаваться к нему в результате влияния состава крови на рецепторы, заложенные в стенках са­мих сосудов, а также в результате и непосредственного воздействия на дыхательный центр состава омывающей его крови (гуморальное влияние).

На функцию дыхательного центра продолговатого мозга оказывает постоянное регулирующее влияние кора головного мозга. Ритм дыхания и глубина его меняются под влиянием различных эмоциональных моментов; взрослый человек и более старшие дети могут произ­вольно изменять и глубину и частоту дыхания, на неко­торое время могут задерживать его. Все это говорит о регулирующей роли коры головного мозга. У детей наиболее раннего возраста часто приходится наблюдать нарушения ритма дыхания, даже кратко­временную полную остановку дыхания, например у недоношенных детей, что надо объяснить морфологической незрелостью у них центральной и периферической нерв­ной системы и, в частности, коры головного мозга. Лег­кое нарушение ритма дыхания во сне и у более старших детей надо объяснить своеобразием взаимоотношений коры и подкорковой области головного мозга.

Регулирующая роль центральной нервной системы обеспечивает целостность организма и объясняет зависи­мость дыхания от функции других органов — системы кровообращения, пищеварения, системы крови, про­цессов обмена веществ и т. д.

Читать еще:  Тромбофилия мкб 10

Чдд норма 4 года

• Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения, у детей старшего года – 5 сердечных сокращений.

Для пальпации грудной клетки обе ладони симметрично прикладывают к исследуемым участкам. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют её резистентность. Чем меньше возраст ребёнка, тем более податлива грудная клетка. При повышенном сопротивлении грудной клетки говорят о ригидности.

Голосовое дрожание – резонансная вибрация грудной стенки пациента при произнесении им звуков (предпочтительно низкочастотных), ощущаемая рукой при пальпации. Для оценки голосового дрожания ладони также располагают симметрично. Затем ребёнку предлагают произнести слова, вызывающие максимальную вибрацию голосовых связок и резонирующих структур (например, «тридцать три», «сорок четыре» и т.д.). У детей раннего возраста голосовое дрожание можно исследовать во время крика или плача.

При перкуссии лёгких важно, чтобы положение ребёнка было правильным, обеспечивающим симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении перкуторный звук на симметричных участках будет неодинаковым, что может дать повод к ошибочной оценке полученных данных. При перкуссии спины целесообразно предложить ребёнку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться вперёд; при перкуссии передней поверхности грудной клетки ребёнок опускает руки вдоль туловища. Переднюю поверхность грудной клетки у детей раннего возраста удобнее перкутировать, когда ребёнок лежит на спине. Для перкуссии спины ребёнка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребёнок ещё не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку.

Различают непосредственную и опосредованную перкуссию.

• Непосредственная перкуссия – перкуссия с выстукиванием согнутым пальцем (чаще средним или указательным) непосредственно по поверхности тела пациента. Непосредственную перкуссию чаще применяют при обследовании детей раннего возраста.

• Опосредованная перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу другой руки (обычно по фаланге среднего пальца левой кисти), плотно приложенному ладонной поверхностью к исследуемому участку поверхности тела пациента. Традиционно перкуссионные удары наносят средним пальцем правой руки.

— Перкуссию у детей раннего возраста следует проводить слабыми ударами, так как вследствие эластичности грудной клетки и её малых размеров перкуторные сотрясения слишком легко передаются на отдалённые участки.

— Так как межребёрные промежутки у детей узкие (по сравнению со взрослыми), палец-плессиметр следует располагать перпендикулярно рёбрам.

При перкуссии здоровых лёгких получается ясный лёгочный звук. На высоте вдоха этот звук становится ещё более ясным, на пике выдоха несколько укорачивается. На разных участках перкуторный звук не одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени звук укорочен, слева вследствие близости желудка принимает тимпанический оттенок (так называемое пространство Траубе).

При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 6 месяцев выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6-ти месяцев до 6 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

• Короткое расстояние от голосовой щели до места аускультации из-за малых размеров грудной клетки, что приводит к частичному выслушиванию дыхательных шумов гортани.

• Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

• Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающий воздушность ткани лёгких.

После 6-ти лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного, взрослого типа.

Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произности слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

Инструментальные и лабораторные исследования.

Клинический анализ крови позволяет уточнить степень активности воспаления, анемии, уровень эозинофилии (косвенный признак аллергического воспаления).

Посев мокроты из трахеального аспирата, промывных вод бронхов, (мазки из зева отражают микрофлору только верхних дыхательных путей) позволяет выявить возбудитель респираторного заболевания (диагностический титр при полуколичественном методе исследования – 10 5 – 10 6 ), определить чувствительность к антибиотикам.

Цитоморфологическое исследование мокроты, полученной путем забора трахеального аспирата или при проведении бронхоальвеолярного лаважа позволяет уточнить характер воспаления (инфекционное, аллергическое), степень активности воспалительного процесса, провести микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследование полученного материала.

Пункция плевральной полости проводится при экссудативных плевритах и других значительных скоплениях жидкости в плевральной полости; позволяет провести биохимическое, бактериологическое и серологическое исследование полученного при пункции материала.

— рентгенография – основной метод рентгенодиагностики в педиатрии; проводится снимок в прямой проекции на вдохе; по показаниям проводится снимок в боковой проекции;

— рентгеноскопия – даёт большую лучевую нагрузку и поэтому должна проводится только по строгим показаниям: выяснение подвижности средостения при дыхании (подозрение на инородное тело), оценка движения куполов диафрагмы (парез, диафрагмальная грыжа) и при ряде других состояний и заболеваний;

— томография – позволяет увидеть мелкие или сливающие между собой детали поражения лёгких и лимфатические узлы; при большей лучевой нагрузке уступает по разрешающей способности компьютерной томографии;

— компьютерная томография (используются в основном поперечные срезы) – даёт богатую информацию и в настоящее время все чаще заменяет томографию и бронхографию.

Бронхоскопия — метод визуальной оценки внутренней поверхности трахеи и бронхов, Проводится ригидным бронхоскопом (под наркозом) и фибробронхоскопом с волокнистой оптикой (под местной анестезией).

Бронхоскопия — инвазивный метод и должен проводиться только при наличии бесспорных показаний.

П о к а з а н и я м и для проведения диагностической бронхоскопии являются:

— подозрение на врожденные пороки;

— аспирация инородного тела или подозрение на неё;

— подозрение на хроническую аспирацию пищи (лаваж с определением наличия жира в альвеолярных макрофагах);

— необходимость визуализации характера эндобронхиальных изменений при хронических заболеваниях бронхов и лёгких;

— проведение биопсии слизистой оболочки бронха или трансбронхиальной биопсии легкого.

Помимо диагностической, бронхоскопию, по показаниям, используют с лечебной целью: санация бронхов с введением антибиотиков и муколитиков, дренирование абсцесса.

Во время бронхоскопии возможно проведение б р о н х о а л ь в о л я р н о г о л а в а ж а (БАЛ) – промывание периферических отделов бронхов большим объемом изотонического раствора натрия хлорида, что даёт важную информацию при подозрении на альвеолиты, саркоидоз, гемосидероз легких и некоторые другие редкие заболевания легких.

Бронхография — контрастирование бронхов с целью определения их строения, контуров. Бронхография не является первичным диагностическим исследованием. В настоящее время используется в основном для оценки распространенности поражения бронхов и возможности хирургического лечения, уточнения формы и локализации врожденного порока.

Пневмосцинтиграфия используется для оценки капиллярного кровотока в малом круге кровообращения.

Исследование функций органов дыхания. В клинической практике наиболее широко используют вентиляционную функцию легких, что методически более доступно. Нарушение вентиляционной функции легких может быть по о б с т р у к т и в н о м у (нарушение прохождения воздуха по бронхиальному дереву), р е с т р и к т и в н о м у (уменьшение площади газообмена, снижение растяжимости легочной ткани) и к о м б и н и р о в а н н о м у типу. Функциональное исследование позволяет дифференцировать виды недостаточности внешнего дыхания , формы вентиляционной недостаточности; обнаружить нарушения, не выявляемые клинически; оценивать эффективность проводимого лечения.

Для исследования вентиляционной функции лёгких используют спирографию и пневмотахометрию.

Спирография даёт представление о вентиляционных нарушениях, степени и форме этих нарушений.

Пневмотахиметрия даёт кривую выдоха ФЖЕЛ, по которой рассчитывают около 20 параметров как в абсолютных значениях, так и в % от должных величин.

Функциональные пробы на реактивность бронхов. Ингаляционные фармакологические пробы проводят с β2-адреномиметиками, для определения скрытого бронхоспазма или подбора адекватной спазмолитической терапии. Исследование ФВД проводят до и через 20 минут после ингаляции 1 дозы препарата.

Применяют кожные (аппликационные, скарификационные), внутрикожные и провокационные пробы с аллергенами. Определяют общее содержание IgE и наличие специфических имуноглобулинов к различным аллергенам.

Определение газового состава крови.

Определяют раО и раСО2, а также рН капиллярной крови. При необходимости длительного непрерывного наблюдения за газовым составом крови проводят чрескожное определение насыщения крови кислородом (S2O2) в динамике при дыхательной недостаточности.

Читать еще:  Лечение гипертонической болезни препараты дозы

Частота дыхания у детей:
норма по возрастам

О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени — обычно это 1 минута.

Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе — их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.

Зачем измерять?

Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

Сделать это несложно, частота дыхательных движений — это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.

Как измерять?

Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе — опускается).

В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать — грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек — диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.

Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.

В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

  1. Новорожденные. Частота дыхания — 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
  2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания — 25-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
  3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
  4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс — от 80 до 120.
  5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс — от 70 до 110.
  6. Дети в 10 лет. Частота дыхания — 12-20 раз в минуту. Пульс — от 60 до 90.

Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте — только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.

Причины отклонения

Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ». Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.

Патологическое тахипноэ — это всегда довольно серьезные диагнозы:

  • острое или хроническое инфекционное респираторное заболевание;
  • бронхиальная астма;
  • высокая температура, жар;
  • черепно-мозговые травмы, отеки мозга и кровоизлияния в мозг;
  • пневмония;
  • туберкулез;
  • опухоли в некоторых отделах дыхательной системы;
  • механические травмы грудной клетки (переломы ребер, трещины и смещения);
  • патологии сердечно-сосудистой системы, врожденные пороки сердца.

При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.

Что делать?

При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы — насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение — позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие — отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) — всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.

Чего делать нельзя?

Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.

О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

Ссылка на основную публикацию
×
×
×
×
Adblock
detector